Человек обладает удивительной способностью получать новые утверждения и доказывать их истинность, опираясь только на рассуждения. Но любую способность нужно развивать. Учить рассуждать и доказывать мы начинаем с первого класса. Но наиболее благодатным становится 7 класс, когда школьники начинают изучать геометрию, пожалуй единственный школьный предмет, построенный по всем канонам науки.
По учебнику С. М. Никольского «Алгебра и начала анализа 10-11» преподаю в профильном физико-математическом классе. Но он может быть использован и для работы в общеобразовательных классах, т.к. учебник многоуровневый. В своей статье попытаюсь раскрыть следующие вопросы:
Современный мир все более зависим от информационных
технологий. В последнее время школы активно оснащаются компьютерами,
интерактивным оборудованием. Вместе с тем офисный набор программ остается самым
доступным и востребованным. Учителя математики среди причин такого предпочтения
указывают следующие:
·офисные приложения понятны и доступны;
·вносят в урок элемент новизны;
·делают процесс обучения более наглядным (наибольший
эффект достигается на уроках геометрии).
При
этом многие педагоги сталкиваются с определенными трудностями:
·подготовка
к уроку с использованием презентации занимает много времени;
·чаще
всего сопровождает весь урок, фактически неоправданно заменяя обычную доску;
·сложно
определить, какие мультимедийные продукты можно использовать на том или ином
этапе урока.
Рассмотрим
некоторые приемы использования презентаций на разных этапах урока.
Сегодня о ЕГЭ не
говорит только ленивый. Его сторонники и противники затрагивают разные стороны
единого экзамена, и практически не
касаются взаимосвязи ЕГЭ и
сформированости ключевых
компетентностей. Вместе с тем, в проекте Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования нового поколения отмечается: «Будущие
выпускники должны овладеть относительно завершённой системой знаний, умений и представлений
в области наук о природе, обществе и человеке. Итогом должны стать компетентности,
позволяющие осуществлять типичные социальные роли современного человека. Основной формой итоговой аттестации является
единый государственный экзамен (ЕГЭ). Предметом индивидуальной
(персонифицированной) итоговой аттестации
обучающихся являются метапредметные и предметные образовательные результаты».
Возникает вопрос: можно ли оценить сформированность
ключевых компетентностей выпускника с помощью современных контрольно-измерительных
материалов ЕГЭ?
Обучение математике немыслимо без решения задач. И от того, какие задачи решаются, зависят образовательные результаты. В обучении математике используются задания разных видов: учебные задания, текстовые задачи, проблемные задачи, практические задания, компетентностно-ориентированные задания.
Каждый вид заданий предназначен для достижения конкретных целей. В жизненной практике часто требуется стандартное исполнение алгоритма. Незнание алгоритма может привести к многочисленным ошибкам и большой потере времени. Ученик, хорошо освоивший алгоритм, может оперировать знаниями при решении других более сложных задач, в которых необходимо автоматическое выполнение отдельных действий. Учебное задание формирует умение действовать по алгоритму, а текстовые задачи - обобщенные умения в освоении предметного содержания. Использование при введении нового материала проблемных задач способствует развитию личностных качеств. Компетентностно-ориентированные задания позволяют сформировать умение применять накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Прочитав заголовок, кто-то скажет, что тема не нова и достаточно избита. Однако, современные дети делают много вычислительных ошибок даже в выпускных классах. Одна из причин, по моему мнению, - недостаточная сформированность вычислительных навыков с хорошей вычислительной скоростью.
Решение данной проблемы начала с поиска технологии, позволяющей достичь хороших результатов за короткий срок. Этим требованиям отвечает технология совершенствования общеучебных умений В. Н. Зайцева.