Школа №13 г.Вичуга многие годы работает
над совершенствованием математического и физического образования. Был
положительный опыт по работе в классах с углубленным изучением математики.
Затем мы прошли опыт «мягкой дифференциации» в 8-9 классах и работу в классах,
где обучались школьники, испытывающие повышенный интерес к математике и физике.
Несколько лет назад школа включилась в эксперимент по введению профильного обучения и предпрофильной подготовки. Открытие профильного физико-математического класса поставил остро вопрос учебника. Для работы в классах с углубленным изучением математики были учебники, но они устарели и соответствовали иным стандартам. В условно профильных классах обучение шло по учебнику Колмогорова для общеобразовательных классов. На дополнительный час
разработано приложение к тематическому планированию, которое фактически
расширяло темы предложенные Колмогоровым. Нужен был новый учебник. У нас есть
опыт обучение в среднем звене по УМК В. Г. Дорофеева. Поэтому мы решили
продолжить его линию. Но линия оказалась незаконченной. По совету старших коллег мы обратились к учебнику С.М. Никольского.
«Плюсы»:
- Учебник полностью соответствует существующим
стандартам (причем как на базовом, так и на профильном уровне).
- Он позволяет начать обучение в 10 классе независимо
от того по каким учебникам учились школьники с 7 по 9 класс. Это особенно
важно, т.к. в профильный класс приходят дети из разных школ города.
- В учебнике сохранена традиционная для российской
школы фундаментальность изложения теории. При этом материал построен по
нарастанию уровня сложности, что позволяет учителю выбрать глубину
изложения теоретического материала в зависимости от уровня подготовки
класса.
4. Материал излагается доступно,
ясно, без лишней «воды».
5. В каждой теме имеется достаточное количество
упражнений. Например, после темы «Свойства логарифмов» -17 упражнений по
6 заданий в каждом, по теме «Равносильность систем» - 15 упражнений по
2-4 задания в каждом.
- Темы даются один раз и в полном объеме. В 10 классе
рассмотрен весь основной материал: корни, логарифмы, степени,
тригонометрия. Каждая из этих тем построена по структуре выражение – функция
- уравнения и неравенства. Темы «Производная» и «Интеграл» перенесены в 11
класс. То, что основной материал изучен в 10 классе, позволяет начать
подготовку к ЕГЭ с сентября 11 класса.
- Авторы не забыли о текстовых задачах. В достаточном
количестве они представлены в «Материалах для повторения», включены в
контрольные работы в 10 классе.
- Дополнительно включена тема «Элементы теории
вероятностей» в 10 классе и «Комплексные числа» в 11 классе. Вторая глава
учебника 11 класса посвящена уравнениям-следствиям, равносильным
уравнениям и неравенствам, рассматриваются уравнения и неравенства с
параметром.
- Дидактические материалы хорошо дополняют учебник.
Кроме самостоятельных, контрольных работ содержат материал для подготовки
к самостоятельным работам, в конце книги – тест в двух вариантах.
- Такой учебник дает возможность не на словах, а на
деле выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.
«Минусы»:
- В тематическом планировании на каждую тему
отводится 1-2ч. С одной стороны в этом реализуется основной методический
принцип «один шаг – одна трудность», с другой стороны возникают определенные
трудности. Приходится искать свои методы, подходы, позволяющие вписаться в
планирование.
- Не хватает мотивирующих заданий, недостаточно
развиты межпредметные связи (пользуюсь учебником Башмакова).
- Учебник вышел раньше, чем методические указания
(2009), дидактические материалы 11 класс (2008).
- Последнее время школы все больше оснащаются
компьютерной техникой, хотелось бы в УМК Никольского иметь электронное
приложение к учебнику.
Таков взгляд учителя. А что
думают об этом ученики?
- Учащиеся отмечают высокий уровень учебника.
- Эстетичный и добротный внешний вид
- Удобство в ориентации в учебном материале
- Материал изложен доступно, можно использовать для
самообучения
- Учебник полезен и первокурсникам
Методические особенности.
·
В начале 10 класса повторяются основные вопросы
программы 9-летней школы: действительные числа (изображение множество чисел с
помощью промежутков, рациональные выражения, уравнения и неравенства).
·
Несколько нетрадиционен подход к решению
неравенств, сначала рассматриваются строгие, потом нестрогие неравенства. Такая
последовательность позволяет предупредить появление ошибок, связанных с записью
ответа. Обидно бывает на ЕГЭ верно решить неравенство и запутаться со скобками
в ответе. При решении рациональных неравенств используется упрощенный метод
интервалов. Сначала на неравенствах вида "произведение двучленов" выводится правило
чередования знаков. Затем вводятся неравенства, содержащие двучлен в четной,
нечетной степени. Следующий параграф посвящен решению дробно-рациональных
неравенств. Решение строгих дробно-рациональных неравенств совпадает с решением
рационального неравенства, представляющего собой произведение двучленов. Здесь
так же реализуется методический принцип «один шаг – одна трудность». Множество
решений нестрогого неравенства есть объединение множества всех решений строгого
неравенства и множества всех решений уравнения.
·
Наряду с глубоким повторением программы основной
школы предлагается углубленный материал: «Доказательство неравенств», «Метод
математической индукции», «Перестановки, сочетания, размещения», «Деление
многочлена», «Теорема Безу», которые не только повышают уровень, но и помогают
подготовиться к олимпиаде.
· Темы «Корень, степень с рациональным
показателем, логарифмы» даются традиционно. Затем водится понятие предела
последовательности. Таким образом число е вводится как предел последовательности .
·
При решении показательных, логарифмических и
иррациональных неравенств большое и основное внимание уделяется общим методам
решения: разложению на множители и замене неизвестного. Таким образом, сложные
для десятиклассника уравнения и неравенства сводятся к рациональным.
·
Весь первоначальный материал по тригонометрии
опирается на тригонометрический круг. Вводится понятие подвижного вектора,
которое хорошо демонстрировать с помощью интерактивной доски. Большое внимание
уделяется изображению точек на единичной окружности и записи соответствующих
углов формулами. Определение синуса и косинуса традиционно. Интересны задания:
«Постройте точки единичной окружности соответствующие углам a, для которых выполнятся равенства sin a=1, sin a=0 и задайте эти углы формулами». Эти задания мотивируют
введение тригонометрических уравнений. После введения аркфункций это же задание
выполняется с использованием в записи аркфункций. Аналогичные задания подводят
к тригонометрическим неравенствам (Найти углы a, для каждого из которых выполняется sin a>1/2).
·
Последовательность изучения тригонометрических
функций такова: сначала изучаются синус и косинус, затем тангенс и котангенс.
Затем тригонометрические формулы, функции и их графики, уравнения и
неравенства. Причем кроме стандартных методов (использования формул, сведения к
квадратному, однородных уравнений) предложены методы: введения вспомогательного
аргумента, замены неизвестного вида t=sinx+cosx. Таким образом, к концу 10 класса ученики могут выполнять
все преобразования, знают все элементарные функции, умеют решать известные типы
уравнений общими методами.
·
11 класса начинается с темы «Функции и их
графики», что позволяет повторить функциональный материал и начать подготовку к
ЕГЭ. Изучение данной темы удобнее давать блочно (сначала всю теорию, потом
практикум). Начинаем изучение темы с входного контроля, в качестве которого
использую разработанный мною тест. Кроме базового материала на преобразование
графиков рассматриваются графики функций, содержащим модуль и действия с
графиками сложных функций.
·
Авторы предлагают изучать параллельно обе главы,
но мне удобнее последовательное, а не параллельное изучение. Это выбор самого
учителя. Так в прошлом году после изучения темы «Функции и их графики» включила
тему из 2 главы «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств»
(использование свойств функций).
·
Понятие непрерывности функции дается сначала на
интуитивном уровне. Затем вводится понятие предела функции и непрерывность
функции в точке определяется традиционно (функцию называют непрерывной в
точке x0,
если она определена в окрестности этой точки, в том числе и в самой точке x0, существует
предел функции в точке x0 и выполняется
равенство: предел функции в точке х равен значению функции в этой точке.
·
Тема «Производная» изложена традиционно. В
параграф «Применение производной» включены понятия локального максимума и
локального минимума. Рассмотрен случай экстремума с единственной критической
точкой.
· Подход к теме «Интеграл» отличается от
традиционного. После введения понятия первообразной, дается определение
неопределенного интеграла (неопределенным интегралом от непрерывной на
интервале (a;b) функции f(x) называют любую ее первообразную функцию. Если функция F(x) есть некоторая первообразная для
функции f(x) на интервале (a;b), то неопределенный интеграл от функции f на этом интервале равен F(x)+C , где С – любая
постоянная. Вместо привычной таблицы первообразных представлена таблица
интегралов. Площадь криволинейной трапеции и понятие определенного интеграла
вводится как предел интегральных сумм. И только потом вводится формула
Ньютона-Лейбница.
·
Вторая глава существенно отличает учебник С.М.
Никольского от учебников других авторов. Она посвящена уравнениям-следствиям,
равносильности уравнений и неравенств. Не используется понятие ОДЗ уравнения
(неравенства), а равносильность на множестве. Авторы объясняют это тем, что
знаний ОДЗ недостаточно для решения. Подробно рассмотрена равносильность уравнений и неравенств
системам. Причем сложные уравнения классифицируются не по типам (логарифмические,
показательные, тригонометрические), а по способу действий, по методу решения.
Сложный материал дается понятно и доступно.
·
Такое разбиение учебника на 2 главы позволяет
все второе полугодие 11 класса посвятить повторению, совмещая с углублением.
·
Работа по учебнику дает хорошие результаты на
ЕГЭ. Вырос процент учащихся приступивших к заданиям высокого уровня и процент
учащихся получивших за них баллы (С1 – 20% - 28%; С3 – 24% - 52%; С5 – 0% - 8%).
·
Содержание учебника позволяет использовать
на уроках различные методы и технологии: проблемное обучение,
блочно-модульное обучение, метод проектов, исследовательский метод,
ИКТ-технологии, методику выстраивания индивидуальной образовательной
траектории. Например: в 10 классе на
обобщающем уроке по теме «Способы решения тригонометрических уравнений» можно
организовать проектную деятельность по созданию справочника по данной теме. В
результате может появиться , например, буклет. Этот буклет получил каждый
ученик в мае 10 класса, и использовал его в работе в 11 классе.
В заключении еще раз хочу
подчеркнуть, что учебник С. М. Никольского многоуровневый, может быть
использован не только в профильном, но и в общеобразовательном классе.