Обучение математике немыслимо без решения задач. И от того, какие задачи решаются, зависят образовательные результаты. В обучении математике используются задания разных видов: учебные задания, текстовые задачи, проблемные задачи, практические задания, компетентностно-ориентированные задания. Каждый вид заданий предназначен для достижения конкретных целей. В жизненной практике часто требуется стандартное исполнение алгоритма. Незнание алгоритма может привести к многочисленным ошибкам и большой потере времени. Ученик, хорошо освоивший алгоритм, может оперировать знаниями при решении других более сложных задач, в которых необходимо автоматическое выполнение отдельных действий. Учебное задание формирует умение действовать по алгоритму, а текстовые задачи - обобщенные умения в освоении предметного содержания. Использование при введении нового материала проблемных задач способствует развитию личностных качеств. Компетентностно-ориентированные задания позволяют сформировать умение применять накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Анализ многих действующих в основной школе учебников показывает, что подавляющее большинство размещенных в них заданий – учебные задания и текстовые задачи. Заданий практического и проблемного характера представлено мало, а компетентностно-ориентированные задания отсутствуют вовсе. При этом анализ контрольно-измерительных материалов, используемых для итоговой аттестации в 9 и 11 классах, показывает, что таких заданий в экзаменационных работах становится все больше. Например, в одной из книг для подготовки к ГИА-9 приводится такая задача: В таблице приведены результаты забега шести восьмиклассников на 200м. Номер дорожки | I | II | III | IV | V | VI | Результат (в с) | 30,1 | 27,3 | 28,9 | 28,5 | 27,8 | 24,3 |
Зачет ставится за результат не более 28,3с. По каким дорожкам бежали ученики, получившие зачет? Для решения данной задачи школьник должен уметь: исключать лишние данные (забег на 200м), сравнивать десятичные дроби, владеть понятием «не более», извлекать информацию из таблицы. При этом только два умения являются чисто предметными, другие - общеучебными. Значит, компетентностно-ориентированные задания должны быть включены в обучение не только на этапе мониторинга сформированности компетентностей, но и на этапе их формирования. Ниже приведены примеры заданий, которые можно включать в уроки математики. Пример №1. Класс: 6. Тема: «Решение задач на нахождение процентов от числа». Компетентность: информационная. Аспект: извлечение первичной информации. Уровень: I. Задание: Пятиклассник Вася попросил вас помочь рассчитать стоимость туристической путевки. Он вместе с родителями и четырехлетней сестрой едет на неделю в Турцию. Изучите предложенную рекламу турагентства. Сколько будет стоить отдых Васиной семьи? В ответ запишите только число. Ответ: Источник: : реклама турагентства. Инструмент проверки: модельный. Ответ: 30750 рублей Пример №2. Класс: 6 Тема: «Представление данных в виде диаграмм» Проверяемая компетентность: информационная Аспект компетентности: обработка информации Уровень сложности: 2 Задание: Вес голубого кита, слона и динозавра представили в виде диаграммы. Какая из диаграмм соответствует предложенным источникам?
Источники: 1) фрагмент статьи из книги В.Гильде, З.Альтрихтера «С микрокалькулятором повсюду». Почему у кита нет ног? Самый крупный из млекопитающих здравствующих и ныне – голубой кит. Обычно голубой кит длиной 100 футов , а весит 179 т. Если перевести длину туловища кита в привычные метрические меры, то получим 30 м . Из школьного курса биологии мы знаем, что ноги кита превратились в плавники. Можно ли вообще было бы «сконструировать» кита с массой 170 т, который мог бы передвигаться на четырех ногах? Казалось бы ничего этому не мешает: ведь слоны – животные тоже не маленькие. Не следует забывать, что масса слона до смешного мала по сравнению с массой кита и достигает лишь 6 т. Когда четырехногое животное ступает по земле, вся нагрузка на каждом шаге приходится лишь на две ноги. 6 тонн слона, распределенные на две ноги соответствуют диаметру ступни 44см. Если бы у кита были ноги, то на каждую приходилось бы 85 тонн, и чтобы кит не проваливался сквозь землю, его ступня должна иметь диаметр 2,33 м . 2) Гиганты и «карлики» Для того чтобы лучше понять, насколько велики были самые крупные динозавры, достаточно сравнить только одну косточку. В Аргентинском музее естественных наук можно увидеть позвонок аргентинозавра, одного из самых крупных сухопутных животных нашей планеты за всю историю ее существования. Позвонок человека без проблем помещается на ладони, а позвонок аргентинозавра имеет длину 1,6 м . Длина этих гигантских ящеров, живших 100 млн лет назад, достигала 35 м , а весили они 80--100 тонн. ( http://www.vremya.ru/2009/50/96/225832.htm) Инструмент проверки: ключ – а). Пример №3. Класс: 5-6 Тема: «Действия с десятичными дробями» Проверяемая компетентность: коммуникативная Аспект компетентности: письменная коммуникация Уровень сложности: 1 Задание: Создайте памятку «Сложение / вычитание десятичных дробей». В Вашей памятке должны найти отражение следующие вопросы: как записать дроби, как выполнить действие, как поставить запятую в результате. Источник: правило сложения десятичных дробей, представленное в учебнике. Инструмент проверки: модельный ответ – - Записать дроби – запятая под запятой.
- Выполнить сложение / вычитание, не обращая внимания на запятые.
- В результате отметить запятую под запятыми.
Пример №4. Класс: 9 Тема: «Системы уравнений» Проверяемая компетентность: компетентность разрешения проблем Аспект компетентности: целеполагание и планирование деятельности Задание: Вам нужно решить систему уравнений Выберите наиболее подходящий для этой системы способ решения из предложенных. Обоснуйте свой выбор. Источник: - Способ сложения – удобно применять в случае, когда коэффициенты при одной из переменных – противоположные числа.
- Способ подстановки – чаще всего применяется, если одно из уравнений линейное.
- Способ введения новых переменных – применяется, если в уравнениях системы встречаются повторяющиеся выражения.
- Графический способ – чаще всего применяется, если требуется найти только число решений системы или когда другие способы решения затруднены (невозможны).
Инструмент проверки: Модельный ответ – для решения данной системы наиболее подходит способ сложения, так как коэффициенты при переменной yпротивоположные числа. Последнее задание демонстрирует, как можно стандартное задание из учебника переформулировать в компетентностно-ориентированное. Конечно, путь от учебных заданий к компетентностно-ориентированным заданиям не простой. Вряд ли уже завтра у нас появятся учебники, содержащие подобные задания. Учителю самому нужно осваивать теорию и практику компетентностного подхода. Источник: Потемкина А.В. От учебных заданий к компетентностно-ориентированным. - 2011. - №4. - 25 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-07.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.
Источник: http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-07.htm |