Сайт учителя математики
Пятница, 03.05.2024, 14:02
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [6]
Слово коллегам [1]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Мини-чат
200
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Баннеры


    Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Учим рассуждать и доказывать
            Человек обладает удивительной способностью получать новые утверждения и доказывать их истинность, опираясь только на рассуждения. Но любую способность нужно развивать. Учить рассуждать и доказывать  мы начинаем с первого класса. Но наиболее благодатным становится  7 класс, когда школьники начинают изучать геометрию, пожалуй единственный школьный предмет, построенный по всем канонам науки. 
            Умение рассуждать проверяется на всех уровнях итоговой аттестации. Например, КИМ  по математике в 9 классе содержат задания, в которых не надо считать, а только рассуждать, переформулировать известные утверждения:

    №13.  Укажите номера верных утверждений.  
    1)  Любые два прямоугольных равнобедренных треугольника подобны
     2)  В тупоугольном треугольнике сумма углов больше 180  градусов 
    3) Сумма двух противоположных углов равнобедренной трапеции  равна 180  градусов  

           Государственные стандарты 2004 г содержат тему "Доказательство". Ни в одном учебнике (алгебры или геометрии) в отличии от других тем, она явно не представлена. В соответствии с ФГОС нового поколения умение доказывать относится к метапредметных, и следовательно должно включаться практически во все уроки. Однако, без специального рассмотрения  этой темы, акцента на данные вопросы, учащиеся чаще всего прибегают к механическому заучиванию и воспроизведению учебного материала. Анализ контрольно-измерительных материалов показывает, что механического заучивания недостаточно даже для базового уровня. Предлагаю Вашему вниманию некоторые приемы обучения рассуждению и доказательству на уроках геометрии из своего опыта работы.
          На самых первых уроках геометрии в 7 классе есть возможность организовать работу над определениями. Первые определения строятся по схеме "род-видовое отличие":

    Знакомлю учащихся со структурой определения и организую работу по самостоятельному формулированию определений луча и отрезка (луч - это часть прямой, ограниченная одной точкой; отрезком называется часть прямой, ограниченная двумя точками.) Для отработки понятий "род", "видовое отличие" использую упражнения:
    • назови лишнее: прямая, отрезок, луч, дуга.
    • соотнеси понятия по принципу "род-вид": прямая, два луча, геометрическая фигура; луч, отрезок, угол, треугольник.
    • в данном определении выдели род и видовое отличие:медианой называется отрезок, соединяющий вершину с серединой противоположной стороны.
    • найди ошибку в определения: треугольник - это когда три точки соединили отрезками; периметр -это сумма, биссектриса - делит угол пополам.
    • исправь ошибочные утверждения.
    Такие упражнения дают возможность лучше усвоить определения и дать представление о системе понятий.
    Определения медианы, биссектрисы и высоты треугольника активно используются при решении задач. Поэтому их нужно не только хорошо усвоить, но и уметь переформулировать в условную форму "Если..., то ...". Умение формулировать утверждения в условной форме, строить цепочку логических рассуждений позволяет подготовиться к восприятию доказательства первых теорем:
    если дана медиана, то это отрезок, соединяющий вершину с серединой противоположной стороны;
    АМ - медиана, значит надо провести отрезок, соединяющий вершину с серединой противоположной стороны.
    если углы - вертикальные, то они равны;
    углы А и В вертикальные, значит они равны.
    Многие теоремы сформулированы в утвердительной форме, так же обязательно переформулируем их в условную форму. Упражнения на переформулирование позволяют продемонстрировать учащимся, что определение можно переформулировать в обе стороны, но не любая теорема имеет обратную ( если углы равны, то они вертикальные - неверно). Здесь же ученики знакомятся с понятием "контрпример". 
          Еще раз вернемся к заданиям из ГИА. Чтобы выяснить, верно ли утверждение "В тупоугольном треугольнике сумма углов больше 180 градусов", нужно построить цепочку логических рассуждений " в любом треугольнике сумма углов 180 градусов, значит и в тупоугольном треугольнике - 180 градусов, следовательно, данное утверждение неверно". Или "верно ли, что около тупоугольного треугольника нельзя описать окружность" - "около любого треугольника можно описать окружность, значит и около тупоугольного". В этих задания кроме знания основных теорем проверяется и владение понятием "Любой,  всякий". 
         Полезную информацию по данному вопросу можно найти в книгах:
    • Кондрашенкова Т. А., Никольская И. Л. Формирование общелогических умений при обучении математике в IV - V классах. / В книге: Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике: Сб. статей/ Сост. С. И. Демидова, Л. О. Денищева. - М.: Просвещение 1985. - 191 с.
    • Никольская И. Л., Семенов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать: кн. для учащихся 6-10 кл сред. шк. - М: Просвещение, 1989. - 192с.
    • Геометрия. 7-9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля/ авт.-сост. Г. И. Ковалева, Н. И. Мазурова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 175 с.
    Категория: Мои статьи | Добавил: Учитель (02.03.2014)
    Просмотров: 1253 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024,en