Сегодня о ЕГЭ не
говорит только ленивый. Его сторонники и противники затрагивают разные стороны
единого экзамена, и практически не
касаются взаимосвязи ЕГЭ и
сформированости ключевых
компетентностей. Вместе с тем, в проекте Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования нового поколения отмечается: «Будущие
выпускники должны овладеть относительно завершённой системой знаний, умений и представлений
в области наук о природе, обществе и человеке. Итогом должны стать компетентности,
позволяющие осуществлять типичные социальные роли современного человека. Основной формой итоговой аттестации является
единый государственный экзамен (ЕГЭ). Предметом индивидуальной
(персонифицированной) итоговой аттестации
обучающихся являются метапредметные и предметные образовательные результаты».
Возникает вопрос: можно ли оценить сформированность
ключевых компетентностей выпускника с помощью современных контрольно-измерительных
материалов ЕГЭ?
На сегодняшний день не существует
единой классификации ключевых компетентностей. В данной статье рассматриваются
компетентности, выделенные в рамках проекта ИСО: коммуникативная,
информационная и компетентность решения проблем.
Компетентность решения проблем включает
в себя аспекты определения проблемы, целеполагания и планирования, применения
технологий, выбора алгоритма деятельности, планирования ресурсов, оценки
деятельности, продукта и собственного продвижения. Любая компетентность
проявляется в деятельности. Уже само участие в ЕГЭ требует от учащегося умения
планировать свою деятельность, применять технологии и выбирать алгоритм
деятельности. Часто встречая незнакомую формулировку
задания, учащиеся заявляют: «Мы такого не решали». Подобные высказывания
демонстрируют несформированность
аспектов компетентности решения проблем: определение проблемы и
целеполагание. Однако если учащийся получил неверный ответ, трудно утверждать, что не сформирован аспект
оценки продукта. Возможно, учащийся не владеет необходимым багажом знаний по
теме задания.
Проанализируем контрольно-измерительные
материалы по математике (на примере демоверсии 2011г) с точки зрения наличия в
них заданий, контролирующих, в том числе и ключевые компетентности. С 2010 года
КИМы по математике содержат 2 части. Среди
заданий первой части есть практико-ориентированные,
предполагающие наличие у выпускника информационной компетентности.
Например, в задании В2 учащемуся надо извлекать
информацию из графика
(В2 демоверсия 2011)
На графике показано изменение температуры воздуха на
протяжении трех суток. На оси абсцисс отмечается время суток в часах, на оси
ординат – значение температуры в градусах. Определите по графику наибольшую температуру
воздуха 15 августа.
В задании В5 предстоит не только извлечь информацию из таблицы, но
выполнить действия, то есть обработать полученную информации, сделать вывод.
(В5 демоверсия 2011) Строительная фирма планирует купить 70 м3
пеноблоков у одного из трех поставщиков.
Цены и условия доставки приведены в таблице. Сколько рублей нужно заплатить за
самую дешевую покупку с доставкой?(рис 2)
В задании В8 учащийся должен извлечь информацию из графика, выполнить действия, соотнести с геометрическим
смыслом производной.
(В8 демоверсия 2011) На рисунке изображен график
функции y= f(x) и касательная к этому графику в точке с абсциссой,
равной 3. Найдите значение производной этой функции в точке x =3.
Таким образом, при выполнении данных заданий проявляется или
не проявляется информационная компетентность. Если задание выполнено верно (при
условии соблюдения технологии ЕГЭ), то скорее всего у выпускника данная
компетентность сформирована. А если задание выполнено не верно, то вопрос о ее
проявлении остается открытым: в бланк учащийся заносит только короткий ответ,
проверка первой части осуществляется компьютером, в результате мы имеем сам
факт ошибки. Ошибка может быть связана с несформированностью ключевой или
предметной компетентности, или обусловлена отсутствием определенного знания.
Коммуникативная компетентность (аспект –
письменная коммуникация) может быть продемонстрирована в заданиях второй части
с развернутым ответом. Однако в математике оценивается в большей степени
логичность и полнота решения, то есть отдельные элементы аспекта. В других
предметах эта компетентность проявляется ярче. Например, в обществознании в
задания части «С» предлагается написать эссе, составить развернутый план. И
все-таки, если учащийся не написал эссе, это еще не значит, что он не умеет его
писать. Возможно, он не владеет темой эссе, то есть не сформирована предметная
компетентность.
Таким образом, контрольно-измерительные материалы ЕГЭ в современной трактовке предполагают
проявление на экзамене ключевых компетентностей, но не позволяют дать оценку их
сформированности. Следовательно, должно измениться содержание КИМов или
появиться иной инструмент оценки ключевых компетентностей.
Источник: http://planetashkol.ru/uchitel/Blogs/Konkursy-akzii/BlogEntryInfo.aspx?Id=e7c5bec0-85b0-4e1c-b64a-26863098e7f3
|