Сайт учителя математики
Пятница, 03.05.2024, 15:26
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [6]
Слово коллегам [1]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Мини-чат
200
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Баннеры


    Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Мои статьи

    ЕГЭ и ключевые компетентности

    Сегодня о ЕГЭ не говорит только ленивый. Его сторонники и противники затрагивают разные стороны единого экзамена, и практически  не касаются  взаимосвязи ЕГЭ и сформированости ключевых  компетентностей. Вместе с тем, в проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения отмечается: «Будущие выпускники должны овладеть относительно завершённой системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке. Итогом должны стать компетентности, позволяющие осуществлять типичные социальные роли современного человека.  Основной формой итоговой аттестации является единый государственный экзамен (ЕГЭ). Предметом индивидуальной (персонифицированной) итоговой  аттестации обучающихся являются метапредметные и предметные образовательные результаты».

             Возникает вопрос: можно ли оценить сформированность ключевых компетентностей выпускника с помощью современных контрольно-измерительных материалов ЕГЭ?        

             На сегодняшний день не существует единой классификации ключевых компетентностей. В данной статье рассматриваются компетентности, выделенные в рамках проекта ИСО: коммуникативная, информационная и компетентность решения проблем.

            Компетентность решения проблем включает в себя аспекты определения проблемы, целеполагания и планирования, применения технологий, выбора алгоритма деятельности, планирования ресурсов, оценки деятельности, продукта и собственного продвижения. Любая компетентность проявляется в деятельности. Уже само участие в ЕГЭ требует от учащегося умения планировать свою деятельность, применять технологии и выбирать алгоритм деятельности.  Часто встречая незнакомую формулировку задания, учащиеся заявляют: «Мы такого не решали». Подобные высказывания демонстрируют несформированность  аспектов компетентности решения проблем: определение проблемы и целеполагание. Однако если учащийся получил неверный ответ,  трудно утверждать, что не сформирован аспект оценки продукта. Возможно, учащийся не владеет необходимым багажом знаний по теме задания.

            Проанализируем контрольно-измерительные материалы по математике (на примере демоверсии 2011г) с точки зрения наличия в них заданий, контролирующих, в том числе и ключевые компетентности. С 2010 года КИМы  по математике содержат 2 части. Среди заданий  первой части есть практико-ориентированные, предполагающие наличие у выпускника информационной компетентности.

            Например, в задании В2 учащемуся надо извлекать информацию из графика

    (В2 демоверсия 2011)

    На графике показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток. На оси абсцисс отмечается время суток в часах, на оси ординат – значение температуры в градусах. Определите по графику наибольшую температуру воздуха 15 августа.

     

     

    В задании В5 предстоит не только извлечь информацию из таблицы, но выполнить действия, то есть обработать полученную информации, сделать вывод.

    (В5 демоверсия 2011) Строительная фирма планирует купить 70 м3  пеноблоков у одного из трех поставщиков. Цены и условия доставки приведены в таблице. Сколько рублей нужно заплатить за самую дешевую покупку с доставкой?(рис 2)

     

    В задании В8 учащийся должен извлечь информацию из графика,  выполнить действия, соотнести с геометрическим смыслом производной.

    (В8 демоверсия 2011) На рисунке изображен график функции y= f(x) и касательная к этому графику в точке с абсциссой, равной 3. Найдите значение производной этой функции в точке x =3.

          Таким образом,  при выполнении данных заданий проявляется или не проявляется информационная компетентность. Если задание выполнено верно (при условии соблюдения технологии ЕГЭ), то скорее всего у выпускника данная компетентность сформирована. А если задание выполнено не верно, то вопрос о ее проявлении остается открытым: в бланк учащийся заносит только короткий ответ, проверка первой части осуществляется компьютером, в результате мы имеем сам факт ошибки. Ошибка может быть связана с несформированностью ключевой или предметной компетентности, или обусловлена отсутствием определенного знания.

          Коммуникативная компетентность (аспект – письменная коммуникация) может быть продемонстрирована в заданиях второй части с развернутым ответом. Однако в математике оценивается в большей степени логичность и полнота решения, то есть отдельные элементы аспекта. В других предметах эта компетентность проявляется ярче. Например, в обществознании в задания части «С» предлагается написать эссе, составить развернутый план. И все-таки, если учащийся не написал эссе, это еще не значит, что он не умеет его писать. Возможно, он не владеет темой эссе, то есть не сформирована предметная компетентность.

            Таким образом,  контрольно-измерительные материалы  ЕГЭ в современной трактовке предполагают проявление на экзамене ключевых компетентностей, но не позволяют дать оценку их сформированности. Следовательно, должно измениться содержание КИМов или появиться иной инструмент оценки ключевых компетентностей.

    Источник: http://planetashkol.ru/uchitel/Blogs/Konkursy-akzii/BlogEntryInfo.aspx?Id=e7c5bec0-85b0-4e1c-b64a-26863098e7f3

    Категория: Мои статьи | Добавил: Учитель (14.01.2013)
    Просмотров: 480 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024,en