Сайт учителя математики
Пятница, 03.05.2024, 12:10
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [6]
Слово коллегам [1]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Мини-чат
200
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Баннеры


    Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Совершенствование вычислительных навыков: от технологии к практике
             Прочитав заголовок, кто-то скажет, что тема не нова и достаточно избита. Однако, современные дети делают много вычислительных ошибок даже в выпускных классах. Одна из причин, по моему мнению, - недостаточная сформированность вычислительных навыков с хорошей вычислительной скоростью.
            Решение данной проблемы начала с поиска технологии, позволяющей достичь хороших результатов за короткий срок. Этим требованиям отвечает технология совершенствования общеучебных умений В. Н. Зайцева. С этой технологией я познакомилась лет десять назад, использовала в работе ее элементы, но в то время не хватило педагогических умений довести технологический процесс до завершения и получить результат. Одно из направлений технологии В. Н. Зайцева - совершенствование вычислительных навыков. По утверждению специалистов экспериментальная проверка технологии показала, что через 4 недели количество учащихся, достигших хороших результатов (скорость вычислений 30-40 цифр в минуту) достигает 50%-70%.
          Апробацию технологии начала в 5 классе с проведения диагностики. Учащимся были предложены карточки с 4 примерами на умножение двузначных чисел. В течение 1 минуты пятиклассники выполняли действия. При проверке результата засчитывала только верные цифры. Результаты диагностики оказались удручающими: выше 30 цифр в минуту не считал ни один ученик ( хотя  стартовую контрольную работу 90% пятиклассников написали на "хорошо" и "отлично". Пять учащихся считали от 15 до 30 цифр в минуту, остальные ниже 15. 
           Замеры показали, что учащиеся плохо знают таблицу умножения. Когда их спрашиваешь таблицу умножения на слух, отвечают быстро, а при решении примеров цифры воспринимаются зрительно, возникают проблемы. технология В. Н. Зайцева объясняет данную ситуацию тем, что при заучивании таблицы работал один канал восприятия, а при  решении примеров требуется другой. В соответствии с технологией 3 дня работали коллективно: показывала карточки с примерами из таблицы умножения, спрашивала "сколько?", дети хором отвечали. Через три дня перешли к "зрительным диктантам" в парах. Коллективная работа выявила учащихся, у которых таблица умножения вызывает серьезные затруднения. С ними начали работать с "сорбонками" (карточками, с одной стороны которых написан пример, с другой ответ). Дети восприняли карточки как игру и выполняли задание в перемену. Для некоторых учащихся 2-3 минут одной перемены в день было недостаточно. Привлекла к работе с "сорбонками" родителей, чтобы учащиеся дома ежедневно повторяли эти упражнения. 
               Через две недели совершенствования навыков по таблице умножения перешли к технологическому тренажу. Заготовила 10 вариантов карточек "под обрез" (чтобы учащиеся не переписывали примеры, а сразу начинали считать. Ежедневно (это непременное условие технологии) проводила тренировку в течение 1 минуты. Карточки прикрепляла канцелярской скрепкой к листу в клетку, после проверки карточку меняла, сдвигая по листу в клетку. В дневниках учащихся в специальной таблице отмечались ежедневные результаты с целью мотивации дальней шей деятельности. 
           Еще через две недели подвела итоги: 12 учащихся считали свыше 30 цифр в минуту, 7 пятиклассников - от 15 до 26 цифр, 8 учащихся - от 3 до 12 цифр в минуту. Скорость вычислений увеличилась у 74% учащихся (как и заявлено в технологии), у 50% скорость вычислений выросла в 2 и 2.5 раза, 45% учащихся показали отличные результаты. Эти результаты подтвердила и проведенная полугодовая контрольная работа по вычислительным навыкам.
             Технология сработала, но остались еще 8 учащихся, у которых скорость либо не увеличилась, либо увеличилась незначительно, результаты не стабильны. Нужно искать приемы работы с этими учащимися, иначе они к 7-8 классу превратятся в потенциальных двоечников. Несомненно это должен быть индивидуальный подход, выход на каждого ученика, построение его индивидуальной траектории. Например, среди учащихся, не достигших требуемых результатов, один ученик очень медлителен и замеры в течение 1 минуты для него практически не преодолимы, у другого возникают психологические проблемы при решении на время. 
              В результате работы пришла к следующим выводам: нельзя получить результат, используя лишь "элементы" технологии, технологические шаги должны быть выполнены полностью, тогда будет результат; технология В. Н. Зайцева современна и помогает вскрыть глубинные причины неуспеваемости. Однако, совершенствование вычислительных навыков не одноразовый процесс, следует возвращаться к тренингам в других классах, чтобы не снижалась скорость вычислений, развивались умения считать правильно. 
    Категория: Мои статьи | Добавил: Учитель (02.01.2013)
    Просмотров: 1975 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024,en