Уже давно сложился стереотип, что математика – скучная сухая наука. Математика в 5-6 классах содержит большой объем новой абстрактной информации, рассчитанной на логическое мышление. А что делать ребенку, у которого абстрактное мышление сформировано недостаточно? Как сделать так, чтобы математика не превратилась для него в непобедимого монстра? Поддержать интерес к математике, развивать любознательность помогают
математические сказки. Идея сочинения подобных сказок возникла при изучении
темы «Отрицательные числа». Хотя в учебнике Дорофеева В. Г. эта тема для улучшения усвоения вводится сначала на
целых числах, школьникам с низким уровнем развития она все равно дается с
большими трудностями. А слабое усвоение данной темы сказывается на всем
дальнейшем изучении математики.
Сочиняя сказки, преследовала цель формирования предметных знаний с
опорой на наглядно-образное мышление и эмоциональную сферу. Для достижения цели
решала следующие задачи:
1. придумать сказочную сюжетную линию
для предметных знаний;
2. использовать сказки на разных этапах
урока;
3. включить учащихся в сочинительское
творчество.
Примеры сказок
«Как отрицательные числа появились на числовой прямой?»
В математическом царстве, числовом государстве жили-были натуральные
числа и ноль. Правил царством мудрый ноль. Жили числа дружно. Вместе строили
дома, дом от дома на одинаковом расстоянии. Так получилась целая улица. В
начале улицы жил ноль, в следующем доме единица, затем двойка и так далее.
Улица убегала в туманную даль, потому что чисел в числовом царстве было
бесконечно много.
И вот однажды появились в царстве не прошенные гости. На вид такие же
числа, но вели себя как отрицательные личности. Устраивали драки, ссорились,
пытались выселить натуральные числа из их домиков. Пошли натуральные числа к
мудрому нолю и спросили: «Что делать?» Ноль рассудил так: «Пусть живут
отрицательные числа в числовом царстве, но дома себе саами построят и продолжат
улицу влево от ноля».
Сказано-сделано. В миг слева от дома ноля выросли новенькие домики, и
улица скрылась в бесконечности. Все успокоились. Но не на долго. Теперь стали
путаться почтальоны. Придет письмо числу 5, а почтальон его в дом
отрицательного числа 5 отнесет и наоборот. Снова ссоры. Снова пришли числа к
нолю.
Задумался ноль. Как разрешить проблему? Думал, думал, да и придумал.
Чтобы отрицательные числа отличались, ставить перед ними знак минус.
И восстановился в числовом царстве мир. Так и живут теперь дружно на
одной улице Числовой прямой слева от ноля отрицательные числа, а справа –
положительные. Далее в файле.
|