Предыстория Актуальность: Мы живем в
информационном обществе, в котором стираются границы государств, и на первое
место выходит проблема толерантного бесконфликтного общения. Практика
воспитательной работы показывает, что младшие школьники (5-6 класс) часто
выясняют отношения в ссорах и драках. Таким образом, именно в этом возрасте
школьникам необходимо освоить практику эффективного общения. Любознательность и
желание участвовать во всем - еще одна особенность этого возраста.
Младшие подростки живо откликаются на необычные классные часы, активно
включаются в игровые ситуации. Основная идея: Таким образом, в силу
возрастных особенностей обучающихся воспитательная работа в 6 классе была
построена в виде долгосрочного (1год) проекта «Кругосветка». Класс делится на 4 экипажа: «Совет дела»,
«Грин» (группа информации), «Нот» (можно расшифровать по-разному: научная
организация труда, новые технологии, научный отдел), «Сюрприз». Виртуальное
путешествие охватывает 6 стран: Япония, Великобритания, Дания, Франция, США,
Россия. Деление на экипажи и смена поручений в экипажах позволило включить в
деятельность всех учащихся класса и дало им возможность получить навыки
эффективного общения. Путешествие начинается с Японии, чтобы на контрасте
показать, что другая культура не значит плохая. В конце путешествия (в конце
учебного года) с ребятами ведется разговор о России как многонациональной и
многокультурной стране и о том, что в нашей школе учатся ребята разных
национальностей, уважение к культуре которых так же важно. Классный час «Роскошь общения» - первая
остановка «Кругосветки» в Японии. Целевая аудитория: учащиеся 6 класса. Цель: развитие
толерантного отношения к представителям других культур, формирование готовности
к эффективному общению. Задачи: 1. Выявить
уровень представлений обучающихся о культуре общения. 2. Расширить
знания обучающихся о традициях и обычаях японского народа. 3. Совершенствовать
навыки бесконфликтного общения. Ожидаемый результат: повышение уровня
сплоченности классного коллектива, проявления сформированных навыков в
межличностных отношениях. Продолжительность: 60 мин. Оборудование: мультимедийный
проектор, экран или интерактивная доска, мультимедийная презентация. Ход занятия Эпиграф классного часа (слайд 1презентации
«Роскошь общения») «Единственная роскошь – это роскошь
человеческого общения» (А. Экзюпери) Разминка Произнесите шепотом, но отчетливо: «Не кричите слишком громко, тише надо
говорить». (слайд 2) Вступление учителя (воспитателя)
Дружеские, доброжелательные отношения в семье, в классном коллективе –
немаловажное условие для плодотворной работы, хорошего самочувствия,
удовлетворенности жизнью. Как Вы понимаете эпиграф классного часа? Учащиеся высказывают свое мнение.
Каждый человек одинаково нуждается в поддержке, внимании, сочувствии. Но
общение существует не ради общения. В общении мы лучше узнаем людей и самих
себя, получаем знания об окружающем нас мире. Общение может быть интересным,
содержательным, эмоционально насыщенным, а может быть скучным
времяпрепровождением. Общение – не только роскошь, но и искусство. Какими умениями должен обладать человек,
чтобы получать радость от общения? Как Вы думаете? Идет коллективное обсуждение и на доску
выписывается (или демонстрируется позже на слайде 3) примерный список умений: 1. Видеть
достоинства в каждом. 2. Не
навязывать своих вкусов и предпочтений. 3. Уметь
слушать и слышать. 4. Иметь
широкий кругозор. 5. Выражать
чувства благодарности, симпатии, сочувствия. Надеюсь, что сегодня проявите свои умения
и разовьете их. Мы с вами отправляемся в увлекательное
путешествие. «Кругосветка» познакомит нас с разными странами, обычаями и
традициями разных народов. И первая наша остановка в стране восходящего солнца
– Японии. Выступают ученики. Экипаж «Совет дела» помогает воспитателю в
подготовке классного часа. Экипаж «НОТ» готовит мультимедийную презентацию
«Страна восходящего солнца» и представляет ее на классном часе. Учитель Чем мы отличаемся? Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель подводит итог: культурой,
традициями, обычаями. Чем мы похожи? Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель подводит итог: мы ценим доброту,
искренность, уважение, красоту внешнюю и внутреннюю. Как поступить? (работа в группах) Наши отличия могут помешать общению. Как
же этого избежать? Вам будут предложены несколько ситуаций. Предложите свое
решение проблемы.
- Вы
решили подарить своему японскому другу школьный рюкзак. Какой рюкзак
выбрать: яркий с модными аксессуарами; такой, какой очень нравится
тебе самому; такой, с какими ходят все в классе твоего японского друга?
- Вы с
друзьями пришли в японский дом. Вам предложили сесть на татами. Дима сел
на пятки¸ Сергей скрестил ноги, Коля вытянул ноги. Какую позу японцы
посчитают верхом неприличия?
- Японец
говорит с улыбкой: «У меня заболела жена». Как можно понять такую
ситуацию: он рад болезни жены, он не хочет, чтобы его личные проблемы
беспокоили окружающих или он говорит неправду?
Ответы:
- Такой,
с какими ходят все в классе твоего японского друга. В Японии не принято
выделяться из своей группы даже цветом школьного рюкзака.
- Сидеть,
скрестив ноги, у японцев считается развязной позой, а вытягивать ноги в
сторону собеседника – верхом неприличия.
- Японец
не хочет, чтобы его личные проблемы беспокоили окружающих.
О чем говорят глаза? К сожалению, мы не знаем японского языка.
Но часто не нужно ничего говорить. Все скажут глаза человека. Посмотрите на
слайд 4. Посмотрите в глаза друг другу. Что Вы в них видите? Японский журавлик
Древняя японская легенда рассказывает, что если сложить из бумаги тысячу
журавликов, исполнится желание. Некоторые люди так и делают - покупают
специальные наборы квадратиков бумаги и часами делают птичек. Неужели
действительно их желания исполняются? Секрет древней легенды состоит в том,
чтобы складывать фигурки не себе, а подарить их окружающим и получить в ответ
тысячу улыбок. Тогда появятся новые друзья, а с их помощью действительно и
желания часто исполняются! (Слайд 5) Япония – единственная
страна, которая подверглась ядерному нападению. Тысячи
людей пострадали от взрыва и его последствий. В 1950-х
получила широкую известность история японской девочки из Хиросимы Садако Сасаки,
умершей в 1955 году от последствий облучения (лейкемии). Уже находясь в больнице, Садако узнала
о легенде японского журавлика. Желая выздороветь, Садако стала складывать
журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги. 639 журавлик выпал из
ее рук. Девочка умерла. О ней сложили песню. (слайд 6) Экипаж
«Сюрприз» изготовил бумажного журавлика и разучил песню «Японский журавлик».
|
Вернувшись
из Японии, пройдя немало верст,
Бумажного журавлика товарищ мне привез.
С ним связана история, история одна -
Про девочку, которая была облучена.
Припев:
Тебе я бумажные крылья расправлю,
Лети, не тревожь этот мир, этот мир,
Журавлик, журавлик, японский журавлик,
Ты вечно живой сувенир.
"Когда
увижу солнышко?” - спросила у врача
(А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча).
И врач ответил девочке: "Когда пройдет зима,
И тысячу журавликов ты сделаешь сама”.
Припев.
Но
девочка не выжила и скоро умерла,
И тысячу журавликов не сделала она.
Последний журавленочек упал из мертвых рук -
И девочка не выжила, как тысячи вокруг
Припев:
Тебе я бумажные крылья расправлю,
Лети, не тревожь этот мир, этот мир,
Журавлик, журавлик, японский журавлик,
Ты вечно живой сувенир.
|
Рефлексия
- С
обычаями какой страны Вы сегодня познакомились?
- Чему мы
может поучиться у японского народа?
- Составьте
синквейн на тему классного часа. Структура синквейна и пример на слайдах 7
и 8.
Последействие После классного часа экипаж «Грин» вместе
с воспитателем отбирают лучшие синквейны и выпускают газету или брошюру «Страна
восходящего солнца». Источники информации
- Белая
книга Совета Европы. www.strasbourg-reor.org/modules
- Новости
из Японии. www.news.leit.ru
- Овчинников
В. Японский ребенок дома и в школе. / Воспитание школьников №4, 1989 –
148-153с.
- Оригами. www.origami.ru
- Прасолова
Е. Л. В союзе с красотой: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.
Просвещение, 1987. – 240с.
- Фотографии
и картинки о Японии. www.images.rambler.ru
- Япония. ru.wikipedia.org/wiki/
|